Главная

Советское кино. С13

Создание фильма

Создание клипа

Теория - съемка/монтаж

Классика кино

Статьи о старом кино и их создателях

Учеба от Автора

ФАН-ТРЕЙЛЕР

Фильмы 60

Семь нянек 1962
Пакет 1965
Планета бурь 1961
Путь к причалу 1962
Зигзаг удачи 1968
9 дней одного года 1962
Старая, старая сказка 1968
Еще раз про любовь
Каин XVIII 1963
Вечера на хуторе близ Диканьки 1961
Женитьба Бальзаминова 1964
Республика ШКИД 1966
Мне двадцать лет 1963
Я шагаю по Москве 1963
"Тридцать три" 1965
"Зайчик" 1964
За двумя зайцами 1961
Июльский дождь 1966
2 билета на дневной сеанс
Мой младший брат 1962
Коллеги 1962
Три плюс два 1962
Доживем до понедельника
Короткие встречи 1967
Пропало лето 1963
Королева бензоколонки
Их знали только в лицо
Гиперболоид инженера Гарина
Хозяин тайги 1968
Золотой теленок 1968
Новые приключения неуловимых
Свадьба в Малиновке
Неуловимые мстители
Ошибка резидента
Полосатый рейс
Деловые люди
Добро пожаловать или...
Служили два товарища
Мертвый сезон
Берегись автомобиля
На войне, как на войне
Деревенский детектив
Бегущая по волнам
Рокировка в длинную сторону
Первый троллейбус 1963
Дайте жалобную книгу 1964
Гори гори моя звезда 1969

Другие фильмы
Брат 1997

 

 
Социальные сети
фейсбук
google
Поделиться
 

Старое кино. Фан-ролики
Шестидесятые

ФАН-РОЛИК

"Путь к причалу"

Съемочная группа:

Режиссёр-постановщик: Георгий Данелия
Сценарист: Виктор Конецкий
Оператор: Анатолий Ниточкин
Художник: Александр Борисов
Композитор: Андрей Петров
Режиссёр: Л. Басов
Редактор: М. Качалова
Звукооператор: Е. Фёдоров
Комбинированные съёмки:
Оператор: Борис Травкин
Художник: М. Семёнов
Ассистент художника: Эдуард Маликов (в титрах не указан)
Режиссёр-монтажёр: М. Тимофеева
Второй оператор: К. Новиков
Консультант: В. Стулов

Год 1962

В ролях:

Борис Андреев — Зосима Семёнович Росомаха, боцман «Колы»
Олег Жаков — Георгий Александрович Гастев, капитан «Колы»
Любовь Соколова — Мария, бывшая возлюбленная Росомахи
Александр Метёлкин — Васька Метёлкин, уборщик на «Коле»
Валентин Никулин — Марат Чепин, вахтенный рулевой
Бруно Оя — Бруно, матрос
Ада Шереметьева — Майка, кок
Игорь Боголюбов — Геннадий Борисович, старпом
Виктор Колпаков — стармех
Георгий Вицин — Великанкин, алкоголик-интеллигент в вытрезвителе
Григорий Гай — Антон Никифоров, однорукий однополчанин Росомахи
Людмила Иванова — жена однорукого
Семён Колченаев — Герасим, чукотский охотник
Ольга Маркина — мать Васьки, крановщица в порту
Павел Винник — радист
Алексей Бахарь — лейтенант милиции, дежурный в вытрезвителе

КАК НАЧИНАЛСЯ "ПУТЬ К ПРИЧАЛУ"

Этот фильм давно стал классическим. Любовь зрителей он завоевал сразу, с самой премьеры, а звучащую в нем "Песню о друге" распевала когда-то вся страна. Этот фильм - один из самых мурманских, и заполярная столица в кадре - не просто фон для происходящего. Она - полноценный персонаж, полноправный герой. Недаром копия ленты, о которой я пишу, хранится в коллекции кинодокументов Государственного архива Мурманской области. Причем берегут ее не на DVD-диске и не на каком-либо другом электронном носителе, а на 35-миллиметровой кинопленке - в том виде, в каком крутили когда-то в кинотеатрах и клубах областного центра, показывали в воинских частях и на судах, находящихся в рейсе. Этот фильм - "Путь к причалу".

На съемках фильма Сценарий картины написал Виктор Конецкий - в ту пору, в начале 60-х, начинающий, мало кому известный литератор. По сюжету главный герой - старый, угрюмый, одинокий и в море, и на берегу Росомаха - боцман спасательного буксира "Кола". Буксир тащит в Мурманск, на слом, отслуживший свое корабль "Полоцк", на котором Росомаха когда-то воевал. Начинается шторм. Спасатель получает сигнал бедствия - тонет лесовоз. Для того чтобы успеть оказать помощь, нужно освободиться от "Полоцка". На "Полоцке" четыре человека: Росомаха и три матроса, они сами должны принять решение. Если обрубят трос - могут погибнуть. Решают - рубить. "Полоцк" налетает на скалы. Спасаются все, кроме боцмана.

"Песня о Друге" из кинофильма "Путь к причалу". Ставшей культовой в начале 60-х. Превратилась в отдельное культурное явление.

Написанная композитором Андреем Петровым на слова поэта Григория Поженяна.
За свою историю, начиная с исполнения Валентина Никулина и Бруно Ои (в фильме «Путь к причалу»), а также первых эстрадных исполнений Эдуарда Хиля и Олега Анофриева, песня входила в репертуар таких певцов и актёров, как

  • Кальмер Тенносаар,
  • Муслим Магомаев,
  • Кирилл Лавров,
  • Владимир Самсонов,
  • Евгений Дятлов,
  • Николай Расторгуев и другие.
  • На французском языке её исполнял Энрико Масиас

ТЕНЬ "ВАРЯГА" НАД ТРАУЛЕРОМ

В основе сценария лежали реальные события, произошедшие во время службы Конецкого на судах 441-го отдельного дивизиона аварийно-спасательной службы Северного флота. "Редкий для меня случай, - вспоминал он с присущим ему юмором много лет спустя, - в рассказе "Путь к причалу" у главного героя, боцмана Росомахи, существовал прототип. Это был мичман Росомахин. Мы плавали с ним на спасателе в 1952 -1953 годы. Не только плавали, но и тонули, 13 января 1953 года у камней со "скупердяйским" названием Сундуки, в Баренцевом море, на восточном побережье острова Кильдин, севернее рейда с "веселым" названием Могильный. Мы спасали средний рыболовный траулер № 188. Но тень "Варяга" витала над этим траулером. Он спасаться не пожелал. Он нормальным утюгом пошел на грунт, как только был сдернут с камней, на которые вылетел. Аварийная партия разделилась на две неравные группы. Одна - полезла на кормовую надстройку, другая - на задирающийся к черным небесам нос: траулер уходил в воду кормой. Я оказался на кормовой надстройке и наблюдал оттуда за волнами, которые заплескивали в дымовую трубу. Температура воды минус один, воздуха минус шесть, ветер пять баллов, метель, полярная ночь, огромное желание спасти свою шкуру любой ценой. И когда подошел на вельботе капитан-лейтенант Загоруйко, я заорал и замахал ему. Я решил, что первыми надо снимать людей с кормовой надстройки, ибо нос будет дольше торчать над волнами. Я очень глубоко замотивировал решение. В корме - машина: наиболее тяжелая деталь - раз; чем глубже уходит в волны корма, тем труднее снять с нее людей, так как вокруг надстройки куча разных шлюпбалок, выгородок и другого острого железа - два; в носовом трюме нет пробоин и там образовалась воздушная подушка - три и т. д. и т. п. И тогда прототип моего литературного героя спас мне душу. Он заорал сквозь брызги, снег и ветер и грохот волн, что я щенок, что командиры аварийных партий и капитаны уходят с гибнущих кораблей последними. Если бы не его вопль, я попытался бы отбыть с траулера одним из первых, как нормальная крыса, и навсегда потерял бы уважение к самому себе, не говоря уже об уважении ко мне следователя и прокурора".

УШЕЛ С КОРАБЛЯ ПРЕДПОСЛЕДНИМ

Эту версию случившегося Конецкий опубликовал в очерке "Сценаристы и режиссеры", намеренно изложив ее в комическом ключе, соответствующем духу всего произведения. На самом деле все было иначе - куда более жестоко и страшно. И никакого малодушия он не проявил. Скорее наоборот. "Корабль стащили с камней, и он лег на другой борт. Залитые водой, заглохли помпы. Единственным спасением для нас было: аварийный корабль оттянут в море, и к его борту сможет подойти кто-нибудь из спасателей, чтобы взять людей. Единственная надежда была, что он не затонет раньше, - сообщал Конецкий брату Олегу 20 января 1953 года по горячим следам событий. - Я сидел спиной к морю и закуривал, когда корма стала очень быстро тонуть. Волна захлестнула кормовую надстройку и рухнула мне на колени. Когда я вскочил, вокруг бушевала вода, в ней отчаянно барахтались люди, перебираясь к рубке, которая торчала из воды. Корабль быстро кренился… Когда бросился к рубке, меня ударило волной, руки не выдержали и меня потащило к борту, но, очевидно, помирать было рано - вода хлынула в машинное отделение, вытолкнула из него воздух через раструбы вентиляторов, которые были рядом, и эта струя воздуха отбросила меня к рубке. Выступавшая над водой ее боковая стенка была сплошь покрыта людьми и нам со стариком-боцманом, который тоже замешкался в корме, места на ней не было. Волна отрывала руки, корабль продолжал погружаться кормой и кренился на левый борт. Я крикнул, чтобы люди переходили по поднимавшемуся правому борту (по его внешней части) в нос… Секунд за 40 они перешли на задравшийся нос. На рубке осталось нас четверо. Путь на нос для нас был уже закрыт - через весь спардек, перемахивая через оба борта, шли волны. Мы лежали на верхнем краю рубки, ноги были в воде, брызги заливали лицо. Крен прекратился, но корабль продолжало бить о камни, а нос "водило".

Единственная оставшаяся в живых шлюпка… в первый раз подошла к нам минут через 30 после аварии. Как она подходила и как снимала людей, ты себе не представишь. Она сделала три рейса. Я ушел с корабля предпоследним".

РАБОТАЛИ, КАК ОБЫКНОВЕННЫЕ ГРУЗЧИКИ

В конце 50-х Конецкий написал рассказ "Путь к причалу", вошедший впоследствии в одну из его первых книжек. Затем подготовил сценарий, который попался на глаза молодому кинорежиссеру Георгию Данелия, только что выпустившему на экраны свою первую картину. "Следующий фильм снимать было страшно, - рассказывал Георгий Николаевич. - Конечно, хотелось такого же успеха, призов на фестивале, статей в газетах… но я понял: буду рассчитывать на успех - вообще ничего не сниму. Не надо думать о результатах. Надо снимать то, что самому нравится и за что потом не будет стыдно. И я взял в Первом объединении сценарий Виктора Конецкого "Путь к причалу".

Часть действия фильма должна была происходить в Арктике. Для доработки сценария и лучшего изучения натуры Данелия и Конецкий отправились в творческую командировку по Северному морскому пути. Попутчиком их был еще один кинорежиссер - Игорь Таланкин. 7 сентября 1960 года на ледокольном пароходе "Леваневский" они отплыли в Восточный сектор Арктики для снабжения отдаленных и труднодоступных островных полярных станций. Путешествие продолжалось два с половиной месяца и работать соавторам будущей картины пришлось не только творчески. В Восточно-Сибирском море севернее Новосибирских островов на 75 градусе северной широты лежит остров Жохова. "Леваневский" оказался первым за три года судном, которому удалось пробиться к острову и расположенной на нем полярной станции, оказавшейся из-за недостатка снабжения на грани закрытия. Началась выгрузка. "Работали и Данелия, и Таланкин, - писал Конецкий. - Работали, как обыкновенные грузчики. Только выгрузка была необыкновенная. Судно стояло далеко от берега. Ящики с кирпичом, каменный уголь, мешки с картошкой, тяжеленные части ветряков из трюмов переваливались на понтон, катерок тащил понтон к берегу среди льдин, затем вывалка груза на тракторные сани, оттаскивание грузов к береговому откосу... Работа и днем и ночью при свете фар трактора. Понтон не доходил до кромки припая. И часто мы работали по пояс в месиве из воды, измельченного льда и песка со снегом".

В конце плавания, "Леваневский" изрядно потрепало штормом. И произошло это в Баренцевом море недалеко от острова Колгуев - почти в тех самых местах, где в финале сценария погибает боцман Росомаха. В результате Данелия решил для пущего правдоподобия снимать всю натуру на месте событий - в Арктике. "Дорого нам потом обошлась любовь к правдивости и подлинности, - сокрушался Конецкий. - Ведь мы действительно опять полетели в Арктику и на Диксон! И ухлопали уйму денег и главное времени, ибо все пришлось переснимать в довольно далеком от полярного круга Новороссийске и во дворе "Мосфильма".

Тогда же, в 1960-м, режиссер и сценарист приехали в Мурманск. Данелия познакомился с городом, попытался уловить его дух, настроение, наметил места будущих съемок. Кадры, снятые в заполярной столице, должны были занять значительную часть экранного времени. Кроме того, события, которые по сюжету картины происходят в областном центре, играют определяющую роль в понимании личности главного героя - боцмана Росомахи. Именно здесь - в городе на берегу Кольского залива Росомаха снова, после многих лет разлуки, встречает Марию - женщину, которую когда-то любил. И узнает, что у него есть сын…Начало съемок запланировали на следующий, 1961-й год.

Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области.

Виктор Конецкий в романе-странствии «За доброй надеждой» сетовал: "Единственная современная трагедия, попахивающая Шекспиром, — «Путь к причалу» — испорчена композитором Андреем Петровым и поэтом Поженяном. Они сочинили популярную песню с художественным свистом. Чтобы заставить человека вспомнить трагедию, мне приходится говорить: «Помните, там есть песня: „…друг мой — третье моё плечо — будет со мной всегда…“» — «А! — говорит зритель. — Как же! Помню!». Действительно, попробуй такое забыть — третье плечо! Из какого места оно произрастает?"

  • Актёр Борис Андреев в сцене, где боцман на берегу бьёт волны ногами, снимался без дублёра. Эпизод снимался на Кильдине, поскольку в Мурманске не было моря, а был залив. Сняли 14 дублей, при этом было очень холодно, а одежда у Андреева была вся мокрая.
  • В Мурманске в 2016 году был установлен памятник «Морскому волку» — парковая скульптура, внешне похожая на актёра Бориса Андреева в образе главного героя фильма — боцмана Зосимы Семёновича Росомахи.

Инфу собрал Владимир З
| 2020|